«Важная, а по сути, стратегическая задача –
вдохновить подрастающее поколение
стать первопроходцами в сфере генетики»
В.В. Путин (Президент РФ)
23 апреля в рамках проведения Всероссийских уроков генетики в МБОУ Пролетарской СОШ №5 учителем биологии Катрюхиной Т.Д. был проведён урок на тему «Генетика: история и будущее». Участниками урока стали учащиеся старших классов.
Генетика – увлекательная и захватывающая область знаний, которая определяет наше будущее. Раздвигает границы реального и открывает глаза на чудеса жизни, - эти слова принадлежат автору книг о генетике Клаудиа Эберхард-Метцгер.
Двадцать первый век считается веком биологии. Из всех биологических дисциплин наиболее интенсивно развивается генетика. Генетические технологии могут решить большинство проблем, которые сейчас стоят перед человечеством: биобезопасность, получение высокоурожайных сортов растений и пород животных, избавление людей от тяжёлых наследственных пороков и заболеваний, экологическая безопасность.
Поэтому так важно привлечь внимание подрастающего поколения к изучению генетики, дать возможность осмыслить возможности генетических технологий, сформировать научное понимание основных проблем принятия достижений генетики обществом и критическое мышление по отношению к обилию разносторонней информации.
Урок был построен в форме лекции с элементами беседы, что соответствовало рекомендованному возрасту. Урок был разбит на 4 взаимосвязанных блока.
В первом блоке школьники под руководством учителя формировали представление о генетике как науки и истории развития генетических представлений.
Во втором блоке учащиеся познакомились с достижениями генетики во второй половине 20 века и областями применения генетических технологий в настоящий момент. Учащиеся были приглашены на виртуальную экскурсию в генетическую лабораторию, в которой им продемонстрировали основные операции, используемые в генетических технологиях по выделению и расшифровке ДНК. Такие технологии, как секвенирование и редактирование генома в современном обществе, являются реальностью.
В третьем блоке особое внимание уделялось профессиям, связанным с генетикой.
На последнем были подведены итоги урока. Учитель обсудил вопросы, связанные с подготовкой к поступлению в Вузы, а также был предложен перечень высших учебных заведений и даны рекомендации по подготовке к будущей профессии, связанной с генетическими технологиями.
По ходу урока учащиеся в рабочих листах выполняли дидактические упражнения, а в конце урока смогли проверить правильность выполнения в листе самооценки. По количеству баллов учащиеся сделали примерный вывод о предрасположенности к профессиям, связанным с генетическими технологиями.
На этапе рефлексии учитель задал вопрос: «Каков ваш взгляд на генетику как науку?» и предложил сформулировать 3-5 предложений на тему «Я и генетика».
Свой урок Т.Д. Катрюхина закончила замечательной цитатой заместителя директора Федерального исследовательского центра Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова А.А. Заварзина:
«Есть 2 трека развития в генетике: в сторону Нобелевской премии, в сторону исследований, но также есть трек развития предпринимательства и попадания в список Форбс – и эти направления зависят от тех знаний, тех умений, которые люди приобретают в ходе сквозного обучения в рамках генетики и связанных с ней дисциплин»
Ваше будущее в ваших руках.
Вы делаете свой выбор самостоятельно.
Но от вашего выбора зависит процветание нашей страны. |