Суббота, 18.05.2024, 12:02
 
Увлечение школой
          сайт МБОУ Пролетарской СОШ №5
            г.Пролетарска Ростовской области
347541, Россия,
Ростовская область,
Пролетарский район,
г.Пролетарск,
ул. Дорожная,№5
телефон (8-863-74)9-31-86

proletarsk5shkola@yandex.ru

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Родителям [61]
Учащимся [8]
Советы психолога [6]
Наш опрос
Кто Вы
Всего ответов: 1047
Форма входа
 Блог
Главная » 2010 » Август » 29 » Наказание
12:17
Наказание
Беседа 10: Наказание
Как и любое явление, наказание имеет свои положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим "за" и "против" этой воспитательной меры воздействия на ребенка.
Наказание - это очень сильное средство воздействия на ребенка. Оно заставляет его испытывать чувство стыда, раскаяния за свой поступок. А стыд вызывает недовольство собой, желание исправиться.
Сущность наказания - переживание.
Наказание не несет вреда, если ребенок чувствует, что оно относится не к его личности, а только к его проступку.
С ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершает проступок. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он и не прав. В общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым. Обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку проступка на всю личность. Можно предложить самому оценить свой проступок и определить наказание для себя.
Самым большим наказанием, как принято считать в психологии воспитания, должно быть огорчение родителей. В. Г. Белинский писал: "Суровый взгляд, холодное вежливое общение, косвенный упрек, деликатный намек, отказ в прогулке - вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправления".
Наказанием могут выступать изменение прав и обязанностей ребенка, различные моральные санкции, замечания, лишение каких-либо удовольствий.
Наказать - это совсем не обязательно отшлепать или грубо накричать. Для младших школьников отсутствие похвалы - это уже достаточно сильное наказание. Другая подобная возможность наказания - отказ общения. Нужно ребенку напоминать несколько раз об этом. Наказания такого рода должны применятся не долго. После него должно наступать примирение.
Для детей 6-8 лет наказание должно сразу следовать за проступком. Для более старших детей наказание может быть отсрочено на некоторый срок (ребенку надо сказать об этом), но не на другой день.
Наказание помогает ребенку расти, если оно соответствует его реальным потребностям.
"Нужно предъявлять человеку больше требований, - писал А. С. Макаренко. - Если от человека не потребовать многого, то от него не получишь многого".
В то же время Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более осознающим свое достоинство.
Одно и то же наказание может оказать на разных детей разное влияние. Характер наказания зависит от многих факторов. Наказание всегда индивидуально.
Януш Корчак утверждал, что не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактика договоренности, вера в опыт, сотрудничество помогут воспитанию.
Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к сотрудничеству.
Наказание может нести и отрицательный эффект. Против наказания можно привести ряд доводов.
Любое наказание - это конфликт. Конфликт может быть вызван и ошибками взрослого.
Никто - ни ребенок, ни взрослый - не любят надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство. Особенно когда это происходит публично. Наказание всегда связано с ошибкой. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желанной цели.
Родители иногда считают, что хорошая затрещина - лучший способ образумить своего ребенка, ссылаясь при этом на собственный опыт.
Если родители бьют ребенка, это означает, что их воспитательные усилия не достигают цели. Взрослый пользуется правом сильного, хотя этот вид наказания уничтожает даже надежду на возможность взаимопонимания между ним и ребенком.
Наказывая ребенка, родители прежде всего расписываются в собственном педагогическом бессилии, в предыдущих своих ошибках и неудачах, в своей воспитательной неграмотности и неумелости. В какой же неприглядной роли выступаем мы, взрослые, поднимающие руку или оскорбляющие словом человеческое достоинство незащищенных детей?!
Никакое самое "безболезненное" физическое наказание не является положительным методом воспитания. Нельзя растить страх в ребенке. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство унижения, неравенства, зависимости, обиды, озлобленности. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывать взрослых.
Физическое наказание, по мнению психологов, действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться только его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований и приличий в отношении других людей. Зло наказания в том, что, устраняя один конфликт, оно создает другой, требующий еще наказания и еще. Постоянные наказания отталкивают ребенка от человека, который его наказывает.
Несправедливое наказание озлобляет. Если ребенку говорить о том, что он плохой, то он и будет считать себя таким.
Если вы полагаете, что с помощью порки и других наказаний можно воспитать граждан, которые будут жить в свободном, демократическом обществе, то такими методами вы воспитаете рабов, которые склоняют голову перед господином, готовясь к реваншу или разбою.
Дети, которых бесчеловечно унижали, завтра сами захотят командовать другими, с помощью той же грубой силы. Дисциплина, которая держится на принуждении как в школе, так и в семье, косвенно, но неизбежно готовит детей к порабощению, к диктатуре, к фашизму. Такие мысли высказал французский педагог-гуманист С.Френе.
Социологические исследования показали, что 31% родителей убеждены, что порка - лучшее средство поддержания дисциплины и нравственности, 59% используют моральные формы воздействия.
47% детей уже сегодня уверены, что они будут бить своих детей, 22% заявляют, что не будут бить и лишь 18% считают, что вообще не будут наказывать своих детей.
Больше всего наказывают детей в возрасте 10-11 лет. В 74% семей детей наказывают физически; 21% родителей находят другие способы наказания; и только 5% - предпочитают не наказывать детей вообще.
Не скрываются ли корни жестокости за тем фактом, что многие дети уже сейчас говорят, что будут бить своих детей?
Категория: Родителям | Просмотров: 1097 | Добавил: ЛюГ | Теги: воспитание, наказание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МБОУ Пролетарская СОШ №5 © 2024
Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
сайты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Проголосуй за наш сайт